Доброго времени суток! В прошлом номере была затронута тема, до сих пор
очень актуальная для меня - вчерашней школьницы. В свое время я сменила
3 школы, видела всяких учителей, а заканчивала замечательную 19
гимназию города Омска. Могу написать навскидку много хорошего о своей
школе, всегда буду с теплом вспоминать наших замечательных учителей. Да
и сейчас мы часто ходим в гости, и где-то 4-5 последних выпусков
частично присутствуют на школьных вечерах, связь поколений не
прерывается... Но это у нас, мой брат учится в типовой городской школе,
как и большинство детей - причем далеко не в худшей, и меня ужасает то,
какие дети выходят оттуда. Уж очень много проблем у нашего образования.
Да, в школе должны давать знания - для этого она и существует. Но
прежде всего, в школе должны учить думать и учиться. Это одна из
основных, по-моему, проблем школ: детям пытаются впихнуть в головы
громадный объем информации (вместо того, чтобы заинтересовать, дать
основу и показать направление для дальнейшего изуения), причем в очень
сложный психологически переходный возраст, в это время мы как раз
начинаем задавать себе древние, как человечество, вопросы, пытаемся
определить свое место в мире... И нет, чтобы помочь - все перепихивают
ответственность на другого: школа на родителей, родители на школу, все
чего-то требуют, не объясняя толком, зачем... И мы вынуждены вновь и
вновь "изобретать велосипед", с трудом пробиваясь к самим себе, многие
не доходят... Вот говорят: мол, только и умеют, что сосать пиво по
подъездам. Но другому-то не научили!
В 7 классе у нас был *** учитель истории, которого мы до сих пор иначе
как с отвращением не вспоминаем - он умудрялся на каждом занятии
унизить половину класса, просто мастером своего дела был... К счастью
для нас, по состоянию здоровья он ушел со сцены, и с 8 класса мы попали
под руководство совсем другого человека. (Александр Владимирович,
огромное Вам за все спасибо!) Свой первый урок он начал с того, что
продиктовал свои требования к ученикам, среди них были: умение
анализировать исторические процессы, ориентироваться во времени, умение
выдвигать и аргументировать свою точку зрения, умение вести дискуссию и
др... Первые несколько недель был шок - нас спрашивают о том, что _мы_
думаем! Но он научил нас всему этому, он научил нас мыслить - и если бы
такой учитель был в каждой школе, если бы дети учились выбирать и
видеть последствия своего выбора, если бы они видели, что не всем
наплевать на них, все могло бы быть совсем иначе. Еще в школе
совершенно не учат общаться, а это ведь очень важно - уметь общаться,
быть не рядом, а вместе! И учиться нас, к сожалению, тоже не учат, хотя
это делать приходится всю жизнь. В школе обычно прививают стойкое
отвращение к учебе, а ведь это безумно интересно - если уметь! Уметь
вычленять главное, уметь писать конспекты, уметь копнуть чуть дальше
сухих фактов и понять - почему же столько людей влюблены в свою
профессию...
Стоило бы ввести повсеместно такие предметы как логика, психология,
МХК, может даже философия. Вот только не надо строить обучение на
страхе - а сейчас учат именно так, просто запугивают: двойками,
родителями, пренебрежением, статусом изгоя - да мало ли страхов у
подростка, у ребенка?! Калечат психику, а потом не могут понять, почему
все так получилось. Ну нельзя людей, которые ненавидят детей, пускать в
учителя! Ничего хорошего из этого не выходит.
Конечно, это не панацея. Учиться все равно будет лишь тот, кто захочет
это делать, каждый сам выбирает свой путь. Но в наших силах немного
посветить на дорогу и дать то, что в ней не раз пригодится, быть не
справочниками, а Учителями, растить не подрастающее поколение, а Людей.
Да, нам - потому что совсем не обязательно работать в школе, чтобы быть
учителем!
Если кратко обобщить, то я хотела сказать следующее: если в школе будут
учить думать, общаться и учиться - это будет мой идеал школы. Который,
кстати существует в реальности, именно в такой школе я проучилась
последние 5 лет, но там мест на всех не хватит, и так классы
переполнены.