Пожалуй, фильм мне нравится больше, чем исходная книга. Хотя книга тоже
хороша - как могут быть хороши только книги англичан, той особой
прелестью сказки на стыке реальности и абсурда. В
фильме есть детали, отсутствующие в книге. Те самые детали, из которых
складывается мир, который так хочется увидеть. Это в основном образы,
которые прилично отличаются от книжных: очаровательнейшее привидение
леди Джейн, обаятельный Лемисон - этакий рыцарь печального образа,
почти Кэрроловский, и дерзкая, властная, леди Нинет, и харизматичный
черный маг, который совсем не злодей, и барменша, и человек из
рекламного агенства, певший с Мелисентой... Цепляет тонкой нитью
проходящая через фильм история любви. Любви менестреля к властолюбивой
даме. В книге ее совсем не было, а в фильме несколькими штрихами во
время последней песни Лемисона ее раскрыли так, что смотреть больно:
жесты, взгляды, неподвижность леди Нинет и подломившиеся у нее - у нее!
- ноги, когда она поняла, что сделала окончательный выбор между любовью
и властью. Он так и не сорвал у нее поцелуя, но в тех 10 секундах
объятий во время танца было куда больше благоговения, чувственности и
любви, чем в большинстве историй кинематографа. А во взгляде Нинет, в
ее движениях, в ее молчании и выражении лица было больше смятения и
жизни, чем чаще всего показывают американские актрисы за целый фильм
диалогов и действий. Печальная и красивая история. На мой взгляд,
посильнее той, что связывает Мелисенту и Сэма - людей, совсем друг
друга не знающих. В отличии от Сэма, Лемисон свою возлюбленную знал
очень хорошо, и не испытывал в отношении нее никаких иллюзий. Знал, что
она жестока, властолюбива, жаждет силы, плетет интриги. Знал, что она
не любит его - ей нужен был тот, кто положит к ее ногам мир. Или хотя
бы голову дракона. Знал, и все равно любил. Наверное, и она его любила
по-своему, но поняла это слишком поздно. Или любила недостаточно
сильно. Кто знает? Сильная... действительно сильная женщина. Таким
никогда не везет в любви. Может быть, Лемисон сдался слишком рано.
Может быть, ему стоило вернуться и бросить к ее ногам голову
какого-нибудь дракона. Не знаю. Но в любом случае, это - о любви. Может быть, они смогли сыграть так
потому, что любили друг друга в реальной жизни. И в реальной жизни их
разделил "железный занавес". Он выбрал Америку, надеясь, что она
останется с ним. Она выбрала семью и Большой театр. Я не знаю, что
случилось, почему в последний момент Александр Годунов, до одури
любивший свою жену, Людмилу Власову, решился на такое. Но больше они
никогда не увиделись. Как я понимаю, они даже не смогли попрощаться.